00:26 

Дж. Рескин "Лекции об искусстве"

Gainesborough
Готова Вас выслушать, если Вам очень хочется мне об этом сказать.
Разбираю сейчас «Лекции об искусстве» Джона Рескина. Скажу я вам, ребята, что эта книга - отличное пособие для предмета под названием "история образования педагогической мысли" (если кто в Герцена учился, то поймет, о чем я говорю). Читаю и понимаю, что я делаю то же самое, что делала пару лет назад с педагогикой Л.Н. Толстого или византийской педагогикой, etc. И раз уж так вышло, напишу что-то вроде конспекта-анализа. Сначала по главам, а потом общий вывод сделаю.

Лекция I. Введение

Собственно, вот что я из нее вынесла: во-первых, Рескин склонен к излишне частому цитированию, а я не слишком люблю текст, сплошь состоящий из чужих слов. Во-вторых, этот сударь - весьма самоуверенная личность (но для меня это скорее положительная черта, чем отрицательная). В-третьих, он практически фанат М.У. Тернера и прерафаэлитов. Не фанат, естественно, но Рескин воистину уважал Тернера и какое-то время поддерживал идеи Братства прерафаэлитов (к слову, об этом упоминается в книге "The Pre-Raphaelites & their World by W.M. Rossetti", которую мне одолжила уважаемая Т.И. ).

Касательно его личности - done. Теперь уже непосредственно о самом его учении. Обязательно надо упомянуть об эстетическом принципе Рескина, который в его «Лекциях» стал использоваться как аксиома: искусство есть в первую очередь показатель зрелости общества, индикатор политического и социального развития нации, отражение этических устоев. К этому я вернусь позже.

Рескин считался бунтарем в Оксфорде. Никто из преподавателей и вышестоящих лиц не признавал стремление лектора изменить систему преподавания искусства не только на своих классах, но и произвести переворот во всех остальных университетах. Забегая вперед, скажу, что идея его с треском провалилась, ибо невозможно было без серьезной поддержки сломать устои, сложившиеся годами. Теоретик Рескин хотел ввести ремесла в систему университетского образования, чтобы юные студенты могли пропустить через себя то, что изучают. Имелось в виду, что без практической стороны изучаемого предмета не понять истинного смысла теоретического аспекта. Призывал подражать великим художникам, но не слепо копировать, а брать из их работ только лучшие приемы, цветовые сочетания и сюжеты и, тем не менее, помнить, что каждая школа однажды изживет себя.

Лектор также требует от художников документальной точности, «портретности» и в пейзаже, и в изображении отдельного растения. Говоря о зелени, Джон Рескин – основоположник западной культурной традиции охраны природы, первый «зеленый» (это я отвлеклась от темы). Он и сам в своих работах стремился к точности, т.е. правдивости изображения. Этого же требовал от своих учеников. Больше всего ему нравились пейзажи (между прочим ,велики и его заслуги в развитии ландшафтной архитектуры). Тут, возможно его вкусы сошлись бы с представителями модерна, ведь и это направление вдохновлялось именно растительным миром.

Подобная требовательность к практическому аспекту и реальности изображаемого привела его к мысли ввести наглядное пособие для студентов, т.е. помимо текста показывать и картины. Однако работы, на которые должны были опираться его слушатели, должны были воистину быть шедеврами, признанными всем миром и точно отражающими реальную действительность в совершеннейших формах. Так, по его мнению, ученики не получали бы лишней информации; куда полезнее ориентироваться в своих штудиях на одну-две гениальные картины, а не на десяток «недостойных». В его намерения входило ввести эти практические занятия в два направления университетских занятий: иллюстрировать, во-первых, исторические, а во-вторых, естественные науки.

Возвращаясь к главной аксиоме лекций - как утверждает Рескин, «пейзажем могут наслаждаться только культурные люди;<…> ребенок, принадлежащий к культурной расе, обладает природным инстинктом прекрасного;<…> дикий же народ не может восхищаться природой». По его словам получается, что любой нецивилизованный народ (я имею в виду некоторые африканские племена - не будем забывать, что «Лекции» принадлежали второй половине XIX века и тогда дикие народы еще существовали), так вот, любой такой народ априори не имел чувства прекрасного и не понимал, что природа может принести эстетическое наслаждение. В таком случае и болгар можно причислить к "диким" народам, ведь, как мы можем припомнить, культура в Болгарии начала развиваться лишь во второй половине XIX века. Что же это получается - у болгар нет чувства прекрасного? Однако сейчас можно увидеть, прочитать, услышать, что даже самые отдаленные племена и народы имеют свою эстетику, а порой и развитую систему художественного выражения их миросозерцания. Для ясности необходимо, конечно, заметить, что врожденное чувство прекрасного Рескин фактически приравнивал к уровню нравственности общества, к его зрелости.

В оставшейся части лекции писатель говорит о ценностях именно английской культуры и требует от молодежи уважительного к ней отношения, желания сохранить то, что несет в себе искусство XIX века.

Пожалуй, пока это все, что можно было сказать по первой лекции. Безусловно, рассуждать о главных тезисах можно долго, но в мои планы входило лишь кратко описать лично мое мнение.

@темы: Исторические персоналии, Der Bücherwurm, Я однажды слышал, будто типичным викторианским присловьем было "Не забывайте, что он ваш дядя"., Нравы, Critique

URL
Комментарии
2013-02-18 в 13:12 

Amy Crouch
Смешить,пугать и вызывать слезы сострадания.(с)
Кратко,интересно и доложила все,что надо.
И заключение хорошее,нет воды.

2013-02-18 в 13:16 

Amy Crouch
Смешить,пугать и вызывать слезы сострадания.(с)
модерн ^^

2013-02-18 в 13:41 

Gainesborough
Готова Вас выслушать, если Вам очень хочется мне об этом сказать.
Я не смогла не приплести модерн) К тому же, не на пустом месте)

URL
2013-02-18 в 13:46 

Amy Crouch
Смешить,пугать и вызывать слезы сострадания.(с)
Lady de Burne,
Поимаю,надеюсь расписаных от меня комментариев не ждала?)

2013-02-18 в 14:47 

Gainesborough
Готова Вас выслушать, если Вам очень хочется мне об этом сказать.
ноу) я этого и хотела)

URL
     

Монолог больной души

главная